В декабре из Почаевского храма Белгорода украли ящик с пожертвованиями, в котором лежало примерно 100 тыс. рублей. Полицейские вора нашли, деньги вернули, за что и получили награду – медаль священномученика Никодима.
Можно, конечно, пожалеть религиозных служителей, у которых пытались стащить столь приличную сумму, для многих белгородцев представляющую трёх-, а то и четырёхмесячную зарплату. Но кажется, это не последние деньги церкви.
Русская православная церковь официально зарегистрирована как религиозная организация. Руководителем значится Владимир Гундяев, так в миру зовут патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Доходы церкви от пожертвований до платы за исполнение ритуалов, а также продажи свечек, литературы и икон не облагаются налогом. По данным РБК, в 2014 году прибыль РПЦ составила 5,6 млрд рублей. А в 2017-м архиепископ Климент дал интервью, в котором раскрыл, из чего складываются церковные заработки: 5 % бюджета патриархии – отчисления епархий, 40 % – спонсорские пожертвования, 55 % приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.
Церковь – это государство в государстве, гигантская корпорация, объединяющая тысячи храмов, коммерческих предприятий с чёткой бухгалтерией и своей внутренней отчётностью. Провинциальные церкви отчисляют своим епархиям процент от полученных пожертвований. У РПЦ по всей стране открыты десятки мастерских по литью свечей как из нового материала, так и из собранных во время службы огарков. По данным РБК, свечной бизнес приносит хорошую прибыль и по сути является безотходным. Например, изготовление «соточки», которая пользуется наибольшим спросом у верующих, стоит порядка 50 копеек, а продаётся свечка за 17-20 рублей.
Благосостояние РПЦ весьма существенно подпитывают другие коммерческие предприятия: художественно-производственное предприятие «Софрино» и гостиница «Даниловская».
Отдельная статья дохода – государственное финансирование. За три года, с 2012-го по 2015-й, церковь получила из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрдрублей, считают аналитики РБК.