Как учёные РГУ приближали Великую Победу: бутылочные гранаты, мины-ловушки и люминесцирующие краски



К 78-летию победы Красной армии и советского народа в Великой Отечественной войне рассказываем о том, как студенты и сотрудники Ростовского государственного университета помогали нашей армии приблизить день долгожданной Победы своими научными изобретениями.

К началу 40-х годов Ростовский государственный университет, наследник Варшавского университета, стал крупным образовательным и научным центром страны, при котором работал целый ряд перспективных научно-исследовательских институтов с профессиональными преподавателями и талантливыми студентами. Тысячам ребят оставался один шаг до получения заветных дипломов и перехода на новую ступень своей жизни. Однако суматоха экзаменов, планирование профессионального пути после выпуска и мечты о взрослой семейной жизни оборвались в один миг, когда грянуло двадцать второе июня — трагический день в нашей истории.

В первые же месяцы Великой Отечественной войны более 600 студентов и 66 научных работников РГУ вступили в ряды Красной армии. Будь на фронте, в подполье или партизанских отрядах, они гордо сражались за свою Родину. Оставшиеся в университете сотрудники и студенты отдавали все силы, помогая нашим бойцам на фронтах. Они принимали участие в создании оборонительных рубежей, в строительстве баррикад, вели пропагандистскую работу в воинских частях и продолжали развивать отечественную науку. Одними из таких научных центров был физико-математический факультет и экспериментальные мастерские РГУ.

Люминесцирующие краски, рация из ионосферной станции: физико-математический факультет в годы ВОВ

Несмотря на то, что вскоре после начала войны факультет опустел, многие из оставшихся включились в оборонную работу. В университете был создан Научный совет по оказанию помощи армии. Математики и физики выполняли заказы армейского командования, испытывая на прочность различные материалы, давали заключение о проходимости грунта для различных видов военного транспорта, изготавливали специальные приборы для нужд армии и фронта. День и ночь продолжалась работа — университет встал в ряды защитников города.

В то время руководитель научной группы физиков, доцент Николай Новосильцев с сотрудниками: М.М. Алимовой, И М. Буйло, В. Ф. Жевержиевой и О.И. Келлер организовал в лабораториях факультета производство люминесцирующих красок широкого спектра цветов для светящихся указателей бомбоубежищ в затемненном городе. Помимо этого, он выполнял различные спецзадания штабов Азчерморя, ПВО и ряда заводов, консультировал военных конструкторов в создании устройств наведения ракет "земля-воздух" по лучу прожектора. А доцент Сергей Чавдаровдаже переоборудовал свою ионосферную станцию в рацию для нужд фронта.

Бутылочные гранаты и мины для защиты Родины: кафедра физической и коллоидной химии

По инициативе доктора химических наук, профессора, заведующего кафедрой физической и коллоидной химии Ростовского госуниверситета Николая Трифонова и под его руководством совместно с М. С. Остриковым при кафедре было организовано производство запалов для бутылок с горючей смесью, которые применялись против фашистских танков. Экспериментальные мастерские университета стали настоящим военным заводом, на котором изготовлялись различные взрывные устройства, в том числе и для ведения партизанской войны.

В декабре 1941 года на Южный фронт прибыл Илья Григорьевич Старинов – кандидат технических наук, ученик легендарного генерала Д.М. Карбышева, полковник, заместитель начальника штаба инженерных войск Красной Армии. Ученый был фанатически предан идее борьбы с противником в его тылу с помощью мин. Эти идеи он разрабатывал еще в мирное время. Участвовал в боях в Испании, где изобрел и практически проверил несколько своих конструкций поездных и автомобильных мин. Затем изучал тактику борьбы с помощью мин в войне с финнами. В донской край он прибылв качестве начальника инженерно-оперативной группы Ставки Верховного командования, приданной 56-й Армии с задачами инженерной подготовки Ростова к обороне, организации диверсионных групп и руководства их деятельностью в тылу немцев в районе Таганрога и Мариуполя. Тогда на подступах к Ростову тысячи жителей рыли три линии противотанковых рвов. Между ними нужно было соорудить минно-взрывные заграждения. Однако мин в Ростовепрактически не было, да и те, что имелись в наличии, были громоздкие, тяжелые и стационарные, а мобильных мин, в том числе для партизан и диверсионных групп, не было.

Для решения стоявших перед Стариновым задач необходимо было организовать в Ростове производство легких, маленьких и простых в обращении мин. Одни - для укрепления обороны Ростова, другие - для диверсий в тылу врага. Наконец, они должны были быть безопасными при сборке, хранении и установке, чтобы обеспечить спокойную работу с ними без страха и беспокойства.

«По приезде я обратился к председателю областного комитета обороны секретарю обкома Борису Александровичу Двинскому, чтобы он порекомендовал мне завод, на котором можно было бы развернуть работы по налаживанию минного производства. Но, к моему удивлению, он предложил мне не завод, а экспериментальные мастерские университета, сказав, что только там есть специалисты, способные освоить это дело. Он же предложил мне кандидатуру Сергея Васильевича Гриднева в качестве помощника по организационно-хозяйственным и техническим вопросам», – такие воспоминания Ильи Григорьевича о том периоде времени приведены в книге «Они ковали победу».

Наверное, вряд ли можно было сделать лучший выбор, ведь все годы Великой Отечественной войны Ростовский госуниверситет систематически вел учебную и научную работу, с честью выполняя задачи, которые ставила перед ним Родина. К сожалению, истории многих научных разработок времен ВОВ не дошли до современности. Но мы знаем, что наш народ совершил подвиг, равного которому не было в человеческой истории. Наш долг — помнить о нем и не забывать имен тех, кто на фронте, у станка, в лаборатории делал все возможное и даже больше ради Победы.



AliExpress WW

lamoda ru

Banggood WW